
Северо-восток:
Юго-восток:
Северо-запад:
Инженерия XVIII века, которая до сих пор поражает:
Модификации XIX века В 1835–1836 гг. проект доработали:
Барочный дизайн — архитектура, которая говорит:
Функциональность:
Инженерные решения:

Главная мечта, которая не сбылась.
По приказу императрицы Елизаветы Петровны Растрелли задумал гигантскую колокольню — высотой около 140 метров, выше, чем колокольня Ивана Великого в Москве. Эта башня должна была стать символом мощи Петербурга. Но из-за смерти императрицы и политических проблем строительство остановилось, и мечта осталась на чертежах.
Итог: проект Смольного монастыря — это архитектурная утопия, соединившая духовность, инженерный гений и барочную эстетику, которой нет равных. Это был храм-манифест. Символ эпохи, в которой архитектура говорила языком власти, веры и красоты.

Представьте, что на месте этого красивого собора когда-то был... склад смолы! Да-да, при Петре I здесь был «Смоляной двор», где готовили канаты для кораблей. Отсюда и название — Смольный.
Позже здесь появился дворец для императрицы Елизаветы. Но ей пришла в голову необычная идея — перестроить его в монастырь, где она хотела спокойно дожить свои дни. Архитектор Растрелли нарисовал грандиозный проект, но денег на всё не хватило, и монастырь так и не достроили.
В 1832 году Николай I повелел достроить Смольный монастырь по проекту В. П. Стасова. Наблюдать за работами поручили особой комиссии при Министерстве финансов, руководил комиссией министр финансов Е. Ф. Канкрин.
Некоторые аспекты проекта:
Все работы были выполнены за три года, собор был достроен в 1835 году


Судьба Смольного Воскресенского собора во многом оказалась прискорбной. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. его постигла судьба большинства храмов города: великолепное внутреннее убранство, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра - все было сломано, расхищено, уничтожено. Все церковные ценности были изъяты из собора в 1922 г, а весной 1923 г. он был закрыт, и на долгие годы разоренный храм превратили в склад. Здание долгое время не отапливалось, не имело электричества и водопровода и постепенно разрушалось. В 1972 году в храме сняли прекрасный резной иконостас. Вскоре после этого, в 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. Было решено разместить в бывшем Воскресенском Смольном соборе экспозицию Музея истории Ленинграда "Ленинград сегодня и завтра", совершенно не соответствующую по духу интерьеру собора. В 2003 году собор получил статус музея. В последние годы храм был превращен в концертный зал, где исполняются произведения русской духовной музыки.


В 1930-х от былого величия монастыря почти ничего не осталось. Его уникальную архитектуру ценили, но видели в ней лишь практическую пользу. Внутреннее убранство — иконостасы, фрески, мозаики — было уничтожено или разграблено. Здание превратили в склад, где хранили всё подряд, вплоть до военной продукции в годы Великой Отечественной.
Во время блокады собор чудом избежал прямых попаданий бомб, хотя и получил повреждения от осколков. В его подвалах даже обустроили бомбоубежище для городского руководства, включая Андрея Жданова. После войны здание стояло заброшенным и медленно разрушалось.
В 1950-1990 гг. интерес к архитектурному наследию в СССР начал понемногу возвращаться. В 1974 году Смольный монастырь передали под опеку общества охраны памятников и начали первую реставрацию. Работы велись в основном над фасадом, о возвращении церкви её религиозного значения речи не шло. Более того, в процессе был демонтирован и впоследствии утрачен иконостас.


На тихом Смольном проезде, в тени вековых деревьев, стоит монументальный комплекс зданий, известный как «Смольный-2». Это не просто учебный корпус, а уникальный интеллектуальный кластер, где сосредоточены три ведущих факультета Санкт-Петербургского университета: Социологии, Международных отношений и Политологии. Место, где анализируют настоящее, чтобы проектировать будущее.
Ансамбль с богатой историей — изначально Императорский училищный дом, а позже — Суворовское училище — сегодня дышит энергией молодости и амбиций. Высокие потолки, широкие коридоры и классические фасады создают особенную, вдохновляющую атмосферу для академических студий. Здесь чувствуется связь времен: в этих стенах когда-то воспитывали волю и дисциплину, а сегодня развивают интеллект и критическое мышление.






