В СПбГУ школьники раскрыли «Тайну пропавшего дипломата»
О ПРОЕКТЕ:
19 апреля факультет международных отношений СПбГУ принял учеников школы №197 Санкт-Петербурга. Для десятиклассников и одиннадцатиклассников была организована историческая квест-игра «Тайна пропавшего дипломата».
В качестве сценарной основы был выбран историко-детективный жанр.
Сюжет квеста: в 1945 году, накануне подписания Устава ООН, таинственно исчезает советский дипломат. Участникам, распределённым по командам, необходимо восстановить картину событий, выявить виновного и предотвратить дипломатический кризис.

Для эффективного распределения потоков использована круговая система прохождения станций, позволяющая избежать пересечений команд и равномерно загрузить локации.

Основные цели мероприятия включали:
 • популяризацию знаний о международных отношениях и истории создания ООН;
 • развитие аналитического мышления и командного взаимодействия;
 • знакомство школьников с университетской академической средой через игру.

🔍 Цели и задачи

Образовательная игра “Тайна пропавшего дипломата” была разработана как формат интерактивного вовлечения старшеклассников в историко-политический контекст середины XX века.

Миссия «дипломат»: квест в деталях

Игровой маршрут включал пять логических этапов:

  • Первая часть— ввод в исторический контекст от лица ведущего в образе дипломата.
    Обыск кабинета— поиск улик, работа с шифрами, анализ досье
  • Кодовое послание — расшифровка телеграммы с использованием шифра Цезаря
  • Допрос дипломатов— взаимодействие с актёрами, играющими представителей ключевых держав. Только один персонаж сообщает достоверную информацию.
  • Финал— викторина, по результатам которой определяется команда, получающая «ключ» к освобождению дипломата.

💬 Специфика сценария

В сюжет встроены элементы исторической реконструкции, политического анализа и шпионского детектива.
Ключевые принципы сценарной разработки:
  • каждая станция должна давать кусок информации, значимый для финального вывода;
  • линии сюжетных «отвлечений» создают эффект выбора и исследовательской свободы;
  • развязка построена на сопоставлении всех собранных ранее улик.

🎓 Образовательный потенциал

Квест был реализован в формате неофициального образовательного проекта, сочетающего:

- исследовательскую методологию;

- развитие критического и логического мышления;

- коммуникативную и ролевую практику.


Тайна пропавшего дипломата
Несколько часов в стенах СПбГУ школьники искали разгадку таинственного исчезновения дипломата. В видео - лучшие моменты квеста: эмоции участников, фрагменты заданий и та самая атмосфера, которая объединила историю, игру и обучение.
Квест-игра была подготовлена студентами 1 курса магистратуры по программе «Связи с общественностью в сфере международных отношений» при участии Центра креативных технологий и сотрудников кассационно-надзорного управления ГУСУ Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Особенности реализации и вызовы
Организация пространства
Аудитории были стилизованы под соответствующие локации: кабинет дипломата, архивное бюро, дипломатический зал. Особое внимание уделено визуальным деталям, соответствующим эпохе 1940-х гг.
Подготовка реквизита
Для каждой станции составлен отдельный список реквизита: от тайников с «досье» до печатных материалов и элементов декора. Документы стилизованы под архивные: с грифами «совершенно секретно», вырезками из газет и элементами цензуры.
Работа с актёрами
Роли дипломатов исполняли студенты. Подготовка включала репетиции, разработку биографий персонажей и обучение навыкам свободного взаимодействия с участниками в рамках заданных образов.
📌 Результаты и возможности масштабирования
«Дети в восторге! Им понравилась атмосфера университета и особенно “дипломаты” из Китая и Великобритании»
— Ольга Александровна Иванова, замдиректора школы №197